lilkindad (lilkindad) wrote,
lilkindad
lilkindad

Categories:

С коляской по Манхеттену 2

Пока мы неслись по воде, размазывая соленые брызги по стеклянным окнам парома, Лилька мирно спала в коляске, укутанная пледом. А когда выгрузились на ветреный причал 35 улицы, то проснулась. Вот тут наша прогулка по Манхеттену в коляске и началась. Мы выкатились на твердь земную, пересекли прибрежную площадку, дождались зеленого света, перешли дорогу под нависающей над ней эстакадой, и углубились в тело города.

На самом деле, в Нью Йорке нет зеленого пешеходного сигнала. Он горит белым, и тогда нужно идти. Потом начинает мигать красным, но идти все еще можно. Однако потом загорается постоянный красный, и это ты сам уже виноват, если не успел добраться на мигающий.

Названия "стрит" и "авеню" точно так же дурачат приезжее русское ухо, как паром и пристань на Рокуэй парк. Авеню вдвое шире стрит, но и то, и другое - оказываются неожиданно узкими улицами с односторонним движением, стиснутыми высоченными домами и бетонными тротуарами, двигаясь по которым двое встречных прохожих запросто смогут сказать друг другу "хелло", не повышая голоса. Авеню ориентированы с севера на юг, вдоль вытянувшегося в этом же направлении полуострова, а стрит - поперек. На авеню выходят витрины магазинов, порталы банков и общественных зданий, а на стрит - преимущественно ступеньки парадных, ведущих в жилища. Быстрым шагом вдоль стрит весь Манхеттен пройдешь поперек и насквозь за полчаса.

Мы углубляемся в тело города, и вот она - первая авеню. Так и называемая - Первая. Через два квартала - Вторая. Еще через пару минут - Третья. Потом, неожиданно, Лексингтон авеню. Дальше - тоже не четвертая, а Парк авеню. А после нее - Мэдисон. И только потом - Пятая. Та самая, на которой знаменитый стеклянный куб iStore. Но мы не идем так глубоко в полуостров, а останавливаемся на Мэдисон, и ждем знакомства с городским общественным транспортом. Дальше нам не поперек пешком, а вдоль на автобусе, на север.

улица в Нью Йорке

Оказавшись в конце концов на 97 улице, где водитель автобуса выгрузил нас на бетон тротуара, мы открываем сюрприз редкой американской достопримечательности. В плотном ряду зданий квартала, сросшихся плечами, вдруг обнаружилась [читать дальше]церковка, судя по православной символике. Поскольку мы двигались по противоположной стороне улицы, то увидали медные купола, плывущие в облаках над крышами. Собственно, не заметив куполов, мы так и прошли бы мимо. Белое крыльцо, красные стены, фасад себе и фасад, если не поднять головы. Мы заглянули полюбопытствовать, и оказалось, что это [храм Николая Чудотворца]

Собор Ни Чудо

собор Ник Чу
, главный собор Патриарших приходов русской православной церкви в США. А редкой достопримечательностью я назвал его потому, что православие, как оказалось, в этой стране имеет совсем микроскопические размеры. Что-то тридцать с небольшим священников на всю громадную территорию страны. Наверное, у нас в Минске и то больше.

Прогуливаясь по Манхеттену, мы будем встречать [еще много христианских соборов]

IMG_0302
IMG_0189
IMG_0190
IMG_0191
. Их число, разнообразие архитектурных стилей и конфессиональных направленностей меня удивили. Это было второе сильное удивление, после того, когда я впервые вблизи увидел самих американцев: белых, черных, коричневых, желтых, узкоглазых, в белых чалмах с бородами, в черных шляпах с пейсами, и так деле – идущих по улице, сидящих в кафе или на лавке в парке. Приехавших однажды в эту страну с разных сторон, вместе со своими традициями, религиями, и образовавших один народ. Вот и с культовыми сооружениями так же. Они удивительно гармонично соседствуют как со стеклянно-бетонной суетой сует вокруг, так и одно с другим. Возле некоторых из них нельзя было не остановиться и не поглазеть. А в некоторые мы заходили еще и посидеть, послушать тишину, такую завораживающую посреди звонкой улицы. Я сидел и слушал о том, насколько упрощен и скуден мир, из которого приехал я.

Как мне показалось, большинство американцев религиозны. Однако, это совсем другая религиозность, чем та, которую я привык видеть дома. Она не кричит, говорит вполголоса, и только между своими. Она почтительна к религиозности соседа. Раскрепощена и ненавязчива одновременно. Самое яркое религиозное публичное проповедничество, которое я встретил – это хасидские евреи, несущие гордо по улицам свои возлелеенные пейсы и бескрайние шляпы. Но поскольку известно, что евреи миссионерством не занимаются по определению, то, понятное дело, это был мой личный обман зрения. И уж тем более сложно представить, чтобы на ньюйоркской улице меня остановила бы парочка господ, и с ходу залепила вопросом, вроде « а знаете ли вы, что господь нас любит?» Ты за красных, или за белых? – сидит в нас уже чуть ли не в генах. Дефицит оттенков в палитре жизни.

Когда с таким вопросом подваливают ко мне дома, у меня всегда чешется язык ответить что-нибудь в духе « нуу..я знаю множество причин, по которым можно нас презирать, ненавидеть, желать нашей смерти, предать нас забвению. Но вот причины, по которой можно скопом нас любить, я не знаю ни одной». Однако, проповедники только рады завязке беседы. Начинают доставать свои брошюрки. Блеснуть эрудицией, придерживая жертву за рукав – это наш конек. Русскому человеку не свойственна мысль, что кто-то непременно бывает умнее его. По себе знаю.

Я обычно стараюсь не спорить с проповедниками. Но, будучи человеком на язык злым, на вопрос, знаю ли я имя господа, вполне могу ответить «Ну..Да..Знаю.. Бааль Зебул. Или вы которого господа имели в виду?». Ну и еще вопрос о вечной жизни всегда радует меня богатым материалом для ответа. Верю ли я в жизнь вечную?.. Ну, как вам сказать. Не очень. Но вот совершенно искренне я верю в вечную смерть. И эта искренняя вера лучше других толкает меня по жизни, единственной и неповторимой, поднимает по утрам лучше всякого будильника и торопит успеть все то, что только можно успеть до наступления вечной смерти.

Хозяева дома, в котором мы будем жить в Филадельфии, тоже религиозные люди. Когда мы впервые войдем, мне бросится в глаза большой инкрустированный крест, лежащий на столе прямо у двери. Я знаю, что предоставлением бесплатного жилья они занимаются в связи со своей религиозной общинной жизнью. Но что это за община, что это за концессия – я понятия не имею. За неделю совместного проживания в одном доме никому и в голову не пришло поинтересоваться религиозными предпочтениями друг друга.

Фамилия директора организации, через которую мы нашли этих людей, совершенно еврейская. И я знаю, что в рамках этой же программы еврейские семьи также предоставляют жилье. В данном случае не важно, крест ты носишь, или пейсы. Мне нравится, когда религиозность проявляется в добрых делах. Они имеют одинаковую ценность для всех людей. А что до культовой стороны вероисповеданий, то уж это одно на всех не выйдет. Да и так ли надо?

Совсем недалеко отсюда, в южной части Бруклина, которую мы обогнули утром на пароме, в Кони Айленд, жил один из моих любимых писателей, Курт Воннегут. И вот однажды, когда спросили о его религиозности, он ответил, что он не очень-то религиозный человек. Что он живет в Кони Айленд, а этот район представляет собой огромный парк развлечений, раскинувшийся на берегу Атлантического океана. Тысячи людей приезжают сюда, чтобы поиграть. Каждый в свои игрушки. Каждый находит тут себе что-то по душе. И никто не мешает другому играть в его игрушки. И вот, если бы он был религиозным человеком, то хотел бы, чтобы и с религиями все обстояло так же, как в этом парке Кони Айленд.

Поднявшись по ступенькам, и толкнув тяжелую дверь, мы очутились в преддверии храма. Время было неслужебное, двое мужчин чистят ковер пылесосом. Приятно заговорить сходу по-русски, и обыденно по-русски же получить ответ. Океаны, континенты, границы моментально съеживаются и отлетают куда-то, словно их и нет. Тут русский дух. Хотя и русская учтивость тоже. Кто мы такие, откуда и что нам надо - никого особо не волнует. Хотите зайти?.. Ну, зайдите, если хотите. Мы зашли, оглядели богатое убранство, посидели в уголке на лавочке. Но потом Лилька подняла крик – обычная реакция на ладан и свечной дух – и пошли обратно, на яркое солнце и бодрящий октябрьский ветерок.




Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments