
Сделать сценарий оказалось и в самом деле непросто, исходя из амбициозной задачи социализировать несоциализируемое. Однако, на месте любого поля когда-то тоже был лес.
Первое, о чем мы подумали, так это объединить отдельные площадки для творчества в одну большую. И вместо планшетов для рисования песком сделали один большой планшетище. Метр на три. Думаю, что это вполне можно признать за изобретение, поскольку больше нигде я такого не вижу.

И это оказалось отличной мыслью. Чем не социализация? Сели в кружок, зажгли свечи, и всем хором поехали.

[Нажмите, чтобы читать дальше]Идея Рождественского вертепа оказалась очень сочетаемой с идеей рисования на песке. Тишина, вечерний сумрак, оживленный мерцающими огоньками, настроение, не располагающее ни к шумным разговорам, ни к резким движениям, мягкий свет из-под песка. Идея укоротить планшету ножки и усадить всех на пол также способствовала необычной, интимной обстановке. И вот, после свечек, зажгли мы в песке и Вифлеемские звезды.

Готовить сценарий было делом интересным. Я, например, понятия не имел о некоторых явлениях. О том, что в Евангелиях есть такие загадочные вещи, как то, например, что волхвы с востока шли за звездой на востоке. Получается, они шли в обратную от Иерусалима сторону. Но все-таки чудом дошли, и это радует.
Или, например, пришли они к Марии в дом, где звезда и остановилась, а поклонялись Младенцу в пещере, в то время как он лежал в кормушке для скота.
После всего же рождественского дела по одной евангельской версии семья Иосифа спешно бежала в Египет, а по другой - отправилась в противоположную сторону, в Иерусалимский храм.
Все эти вопросы мы не стесняясь задавали детям, и было интересно видеть, как серьезно они подошли к решению вполне взрослых проблем. Один ребенок говорит: золото волхвы подарили Христу для того, чтобы когда он вырастет, ему не нужно было воровать. Другой дополняет: чтобы он спокойно мог заниматься религиозными делами, не беспокоясь о деньгах.


Те, которые не могли давать пространные ответы в силу своих особенностей, занимались присуждением призов за наиболее стоящий ответ. Лилькина рука потянулась было подыграть брату, но дрогнула, и, справедливости ради, отдала приз Насте, которая предположила, что золото - это вроде как царю. Надо же. Или все-таки откуда-то знала?
Про ладан и смирну дети также догадались самостоятельно.
Оказалось, что обучать гораздо продуктивней именно задавая вопросы, а не предлагая готовые ответы. Где-то я уже встречал мысль, что дети никогда не играют. Все, что они делают - это всерьез, по-настоящему. А игрушки - их придумали взрослые, чтобы избавиться от детей. Кажется, это Доман.

К вопросу о настоящих делах, которые дети делают с удовольствием, неплохо вспомнить подготовку к мероприятию. Раздобыть песок зимой не так-то просто. Особенно беленький, кварцевый. Поэтому одним днем кликнул я Семку, и поехали с ним на Ислочь, где заприметили такой песок еще летом.
Однако - зима не лето. Песок оказался изрядно окаменевший. Не помогла бы даже и лопата, если бы мы про нее и вспомнили вовремя. Но поскольку не вспомнили, то пришлось героически добывать его чем уж есть.

А потом, конечно же, сушить и просеивать.

Но мы это сделали, йес.
*****
Один из волхвов присутствовал на мероприятии, и, оказавшись по совместительству профессиональным художником, откладывал иногда свои умные книги, и проводил блиц-мастер-классы.




Вот что удивительно. Как выяснилось, быть художником - это вовсе не значит тут же уметь рисовать на песке. Рука, привыкшая к мазкам и штриховке, почему-то оказалась не в силах конкурировать с Настиными пальцами, которые ни разу в жизни не пробовали этого дела, но какими-то простыми и только ей интуитивно понятными нажатиями добывали из песка хорошо читаемый контур и объем. Чем заслужила призов немало.


Настя, приходи в другой раз инструктором!)
Оказалось, что традицию создания Рождественских вертепов положил Франциск Асизский, в 1223 году, соорудив первую живую картину на рождественский сюжет, и показав ее людям. В основу сюжета легли канонические и апокрифические евангелия, а также толкования на них более поздних религиозных мыслителей Окончательно традиция укрепилась в Европе только в 16 веке, а в России- только в 18-м. А в двадцатом уже была запрещена и забыта, как и многое другое, засыпанное обломками революции.
В Польше Рождественский вертеп, оказывается, называется "шопка", и это вовсе не пещера, а хлев. А в западной Белоруссии шопкой называли кухонный шкаф, буфет. И устраивали Рождественские картинки в таком шкафу, открывая дверцы, словно занавес. Называлось это дело не Рождественский Вертеп, а бетлейка - от слова Betleem - Вифлеем. А позднее из этого родились театры-батлейки, которые давали пьески уже весьма далекие от библейских. Так-то вот пластично все во языцех.
Надо бы еще поинтересоваться историей шарманки.
Мероприятие планировалось длиной в час, но просидели мы часа три, не меньше. Сценарий сгорел где-то посередине, но дальше и без него было неплохо. Да и попробуй ты запланировать, что детям, долго сидевшим тихо и смиренно, еще захочется потом немного размяться, и разгромить в пух уютный и хорошо организованный сенсорный класс, который нам любезно предоставила 111 школа. Стекла, однако, остались целы, ну а остальное мелочи, дело совка и веника.