lilkindad (lilkindad) wrote,
lilkindad
lilkindad

Category:

Рождественский вертеп

Очередное мероприятие Содеи мы решили соорудить сами, без специалистов. Тем более что специалисты сейчас заняты, экзаменуют других специалистов, будущих. Так что пробуем свои собственные силы, без подпорок.

image

Сделать сценарий оказалось и в самом деле непросто, исходя из амбициозной задачи социализировать несоциализируемое. Однако, на месте любого поля когда-то тоже был лес.

Первое, о чем мы подумали, так это объединить отдельные площадки для творчества в одну большую. И вместо планшетов для рисования песком сделали один большой планшетище. Метр на три. Думаю, что это вполне можно признать за изобретение, поскольку больше нигде я такого не вижу.

image

И это оказалось отличной мыслью. Чем не социализация? Сели в кружок, зажгли свечи, и всем хором поехали.

image

[Нажмите, чтобы читать дальше]Идея Рождественского вертепа оказалась очень сочетаемой с идеей рисования на песке. Тишина, вечерний сумрак, оживленный мерцающими огоньками, настроение, не располагающее ни к шумным разговорам, ни к резким движениям, мягкий свет из-под песка. Идея укоротить планшету ножки и усадить всех на пол также способствовала необычной, интимной обстановке. И вот, после свечек, зажгли мы в песке и Вифлеемские звезды.

image

Готовить сценарий было делом интересным. Я, например, понятия не имел о некоторых явлениях. О том, что в Евангелиях есть такие загадочные вещи, как то, например, что волхвы с востока шли за звездой на востоке. Получается, они шли в обратную от Иерусалима сторону. Но все-таки чудом дошли, и это радует.
Или, например, пришли они к Марии в дом, где звезда и остановилась, а поклонялись Младенцу в пещере, в то время как он лежал в кормушке для скота.
После всего же рождественского дела по одной евангельской версии семья Иосифа спешно бежала в Египет, а по другой - отправилась в противоположную сторону, в Иерусалимский храм.

Все эти вопросы мы не стесняясь задавали детям, и было интересно видеть, как серьезно они подошли к решению вполне взрослых проблем. Один ребенок говорит: золото волхвы подарили Христу для того, чтобы когда он вырастет, ему не нужно было воровать. Другой дополняет: чтобы он спокойно мог заниматься религиозными делами, не беспокоясь о деньгах.

image

image

Те, которые не могли давать пространные ответы в силу своих особенностей, занимались присуждением призов за наиболее стоящий ответ. Лилькина рука потянулась было подыграть брату, но дрогнула, и, справедливости ради, отдала приз Насте, которая предположила, что золото - это вроде как царю. Надо же. Или все-таки откуда-то знала?
Про ладан и смирну дети также догадались самостоятельно.

Оказалось, что обучать гораздо продуктивней именно задавая вопросы, а не предлагая готовые ответы. Где-то я уже встречал мысль, что дети никогда не играют. Все, что они делают - это всерьез, по-настоящему. А игрушки - их придумали взрослые, чтобы избавиться от детей. Кажется, это Доман.

image

К вопросу о настоящих делах, которые дети делают с удовольствием, неплохо вспомнить подготовку к мероприятию. Раздобыть песок зимой не так-то просто. Особенно беленький, кварцевый. Поэтому одним днем кликнул я Семку, и поехали с ним на Ислочь, где заприметили такой песок еще летом.
Однако - зима не лето. Песок оказался изрядно окаменевший. Не помогла бы даже и лопата, если бы мы про нее и вспомнили вовремя. Но поскольку не вспомнили, то пришлось героически добывать его чем уж есть.

image

А потом, конечно же, сушить и просеивать.

image

Но мы это сделали, йес.

*****

Один из волхвов присутствовал на мероприятии, и, оказавшись по совместительству профессиональным художником, откладывал иногда свои умные книги, и проводил блиц-мастер-классы.

image

image

image

image

Вот что удивительно. Как выяснилось, быть художником - это вовсе не значит тут же уметь рисовать на песке. Рука, привыкшая к мазкам и штриховке, почему-то оказалась не в силах конкурировать с Настиными пальцами, которые ни разу в жизни не пробовали этого дела, но какими-то простыми и только ей интуитивно понятными нажатиями добывали из песка хорошо читаемый контур и объем. Чем заслужила призов немало.

image

image

Настя, приходи в другой раз инструктором!)

Оказалось, что традицию создания Рождественских вертепов положил Франциск Асизский, в 1223 году, соорудив первую живую картину на рождественский сюжет, и показав ее людям. В основу сюжета легли канонические и апокрифические евангелия, а также толкования на них более поздних религиозных мыслителей Окончательно традиция укрепилась в Европе только в 16 веке, а в России- только в 18-м. А в двадцатом уже была запрещена и забыта, как и многое другое, засыпанное обломками революции.

В Польше Рождественский вертеп, оказывается, называется "шопка", и это вовсе не пещера, а хлев. А в западной Белоруссии шопкой называли кухонный шкаф, буфет. И устраивали Рождественские картинки в таком шкафу, открывая дверцы, словно занавес. Называлось это дело не Рождественский Вертеп, а бетлейка - от слова Betleem - Вифлеем. А позднее из этого родились театры-батлейки, которые давали пьески уже весьма далекие от библейских. Так-то вот пластично все во языцех.

Надо бы еще поинтересоваться историей шарманки.

Мероприятие планировалось длиной в час, но просидели мы часа три, не меньше. Сценарий сгорел где-то посередине, но дальше и без него было неплохо. Да и попробуй ты запланировать, что детям, долго сидевшим тихо и смиренно, еще захочется потом немного размяться, и разгромить в пух уютный и хорошо организованный сенсорный класс, который нам любезно предоставила 111 школа. Стекла, однако, остались целы, ну а остальное мелочи, дело совка и веника.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments